Город Фабрику-кухню реставрируют под Третьяковку мнение «О нем будут говорить за пределами города»: каким увидел «Сад баланса» в Самаре директор музея Алабина

«О нем будут говорить за пределами города»: каким увидел «Сад баланса» в Самаре директор музея Алабина

Пространство расположено около КРЦ «Звезда» и здания бывшей Фабрики-кухни

Пока в сквере идет ремонт

А вы уже видели, как постепенно преображается пространство около Фабрики-кухни на Ново-Садовой в Самаре? Как вам задумка? Свое мнение о будущей зоне отдыха, которая будет называться «Сад баланса», высказал директор областного музея Алабина, заместитель председателя самарского реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Андрей Кочетков.

Увидел своими глазами создание «Сада баланса» на «Звезде» возле Фабрики-кухни.

У Самары есть все шансы получить редчайшее общественное пространство, о котором будут говорить за пределами города. Это не просто плитка и темно-коричневые доски скамеек, распростершиеся от Калининграда до Камчатки, каждый новый квадратный метр усеянный которыми пытаются продать народу как некое великое открытие.

Андрей Кочетков — заместитель председателя самарского реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, идеолог «Том Сойер Феста». Возглавляет областной историко-краеведческий музей Алабина с марта 2021 года. Ведет свой блог в «Фейсбуке»

В «Саду баланса» работа со сложной городской памятью — руинами завода ЗИМ. Уходящие в небытие остатки всякого завода — это сложная память. Здесь же мы видим что-то и вовсе прежде невиданное — искусственные руины производства. Камни и детали кирпичных стен, перевезенные через дорогу, заново сделанные ржавые буквы, из которых можно с разных точек обзора сложить не только аббревиатуру Завода имени Масленникова, но и найти нечто совершенно иное.

«Из букв с разных точек обзора можно сложить не только аббревиатуру Завода имени Масленникова, но и найти нечто совершенно иное», — отметил Андрей Кочетков

Это сродни античным руинам, которые наши дворяне возводили пару веков назад на русских равнинах — в местах, где этим руинам не суждено было случиться в древности.

В «Саду» много смыслов и пространства для рассуждений: о прошлом и будущем, природе и человеческом, индустриальном и постиндустриальном и другой почти бесконечной веренице смыслов. Когда травы взойдут, а деревья подрастут, тут будет хорошо размышлять.

«Когда травы взойдут, а деревья подрастут, тут будет хорошо размышлять», — уверен Андрей

Для города, где в 99 процентах случаев фантазия о локальных смыслах заканчивается установкой детской площадки на космическую тематику, это, бесспорно, прорыв. И заявка на нечто большее, чем постоянное оправдание убогого хода вещей тем, что «мы же не Нью-Йорк, не Москва, не Казань» и так далее до бесконечности. Вплоть до «не делайте вообще ничего, дайте нам умереть в тоске».

«Сад баланса» обустраивают около бывшего здания Фабрики-кухни. Здание построили в 1932 году по проекту архитектора Екатерины Максимовой. Планировочная конфигурация представляет собой скрещение серпа и молота — символ единства рабочих и крестьян. Площадь здания — 8207 квадратных метров. В 1990-е годы здесь располагались торговый центр и развлекательный клуб. Реставрировать здание начали в 2016 году. Но сроки проведения работ затянулись. В результате памятник архитектуры стал выглядеть еще хуже, чем до реставрации. Рабочие сняли крышу, отделку фасада. На зиму всё это прикрыли тонким материалом. В результате здание оказалось на грани обрушения. На спасение уникального объекта в федеральном и областном бюджетах запланировано более 500 миллионов рублей. После реконструкции в здании будут выставлены картины из коллекции Третьяковской галереи. Экспозиция должна открыться к осени 2021 года.

Уверен, что пространство вызовет неоднозначную реакцию городского сообщества. Но это всегда нужно держать в уме, двигаясь вперед.

Впрочем, проект уже принес Самаре свои бесспорные плюсы вообще для каждого, которые находятся за гранью рассуждений об эстетике. Остановка на «Звезде» теперь первая и единственная в городе, на которой не надо лезть в трамвай.

Остановка, по мнению директора музея Алабина, стала более удобной

Уровень дверей и платформы одинаков. И в трамвай можно просто зайти. Казалось бы, так элементарно. А надо же — прорыв...

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления