ќлег —ухинин (в центре) и јлександр  ириченко (справа) своей вины не признают

¬ ѕромышленном районном суде допросили свидетелей защиты по делу бывших участников летного отр€да завода «ѕрогресс». »х обвин€ют в мошенничестве при получении социальных выплат.

ѕо версии следстви€, в разные годы летчики и бортинженеры летных отр€дов «ѕрогресса», « узнецова» и «јвиакора» получили незаконные выплаты за участие в ликвидации аварии на „ернобыльской атомной станции. ¬сего — около 50 человек. —ледствие считает, что они предоставили фальшивые документы, на основе которых им начисл€ли социальное пособие.

ѕо делам 40 авиаторов в разных районах города суды уже прошли: они сознались, получили условный срок. “еперь им предстоит компенсировать государству деньги, которые они получали за ликвидацию аварии на „јЁ—.

¬ ѕромышленном районном суде слушаетс€ дело оставшихс€ авиаторов: авиатехника ќлега —ухинина и второго пилота јлександра  ириченко. 

ѕо версии следстви€, в 1986 году мужчины входили в летные отр€ды завода «ѕрогресс». Ёкипажи регул€рно вылетали на ”краину, но не посещали 30-километровую зону отчуждени€ „јЁ—.

—ледователи считают, что в 2002 году ликвидаторам предложили вписать свои данные в поддельный бланк летного задани€. якобы 27 июн€ 1986 года они летали по маршруту  уйбышев — Ѕорисполь — ѕрип€ть —  уйбышев. —торона обвинени€ уверена, что этих полетов не было, так как аэропорт в ѕрип€ти по техническим причинам не принимал самолеты јн-26, которые отправл€ли из «ѕрогресса». — 2005 года чернобыльцы начали получать пенсию. «а несколько лет им выплатили более 1,3 миллиона рублей.

«ащита пригласила в суд участников летных отр€дов с тем, чтобы попробовать доказать факт того, что полеты в зону отчуждени€ были и что самарские самолеты вывозили из „ернобыл€ людей.

ќни рассказали, что летали на ”краину 2–3 раза в мес€ц, перевозили грузы.  огда узнали, что на „јЁ— произошла авари€, командиры экипажей в нарушение летного задани€ приземл€лись и брали на борт местных жителей. 

— ¬ самолетах сидели женщины и дети с сумками и баулами. »х попросту бросили там. Ћюдей, конечно, оформл€ли. Ќо потом все документы приходилось уничтожать, так как мы нарушали летное задание, — говорили свидетели.

ѕо их словам, летом 1986 года самарские самолеты в аэропортах встречали специалисты радиационной и химической защиты дл€ дезактивации радиации. 

— ¬о врем€ одного из полетов ко мне подошел бортмеханик и предложил пройти к пилотам. ѕриборна€ доска напоминала новогоднюю елку — все лампочки светились, а счетчики √ейгера пищали и трещали без остановки, — рассказал один из бывших бортоператоров.

—четчик √ейгера — прибор дл€ измерени€ радиации. —игнализирует о повышенном фоне характерным треском.

–адиаци€, котора€ была в зоне отчуждени€, вли€ла не только на технику, но и на грузы, которые брали с собой на борт. Ќесколько пленок, которые отправл€ли из ”краины в –оссию, оказались засвечены. ѕри этом контейнеры, в которых они хранились, никто не вскрывал.

“акже радиаци€ повли€ла и на членов экипажа. ≈сли не сразу, то несколько лет спуст€ у них начали про€вл€тьс€ последстви€ лучевой болезни — онкологи€ и проблемы с щитовидной железой. ¬ делах обвин€емых есть медицинские карточки и справки, которые подтверждают наличие проблем со здоровьем.

Ќа следующей неделе суд продолжит допрос свидетелей. ≈сли вина бывших авиаторов будет доказана, им грозит 10 лет лишени€ свободы, а также крупный штраф — до 1 миллиона рублей.